3 декабря в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка работ Томаса Гейнсборо, которая позволит познакомиться с творчеством выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века, наиболее яркого и своеобразного представителя эпохи, перевернувшего мир британского искусства.
В экспозиции представлено около 100 произведений из 11 ведущих музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа – выставка предоставляет редчайшую возможность увидеть лучшие произведения художника.
Помимо таких давних партнеров ГМИИ, как Лондонская Национальная галерея, Галерея Тейт или Королевская академия художеств, в проекте приняли участие музеи, впервые сотрудничающие с Россией. Это Дом-музей Гейнсборо в Садбери, владеющий обширным собранием ранних работ мастера; Музей Холбурн в Бате, где на протяжении пятнадцати лет жил и работал художник; лондонская Картинная галерея Далич, обладающая блестящими образцами портретной живописи Гейнсборо.
Среди уникальных экспонатов из Великобритании – парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают представлены на выставках за рубежом.
Томас Гейнсборо (1727–1788) по праву считается одним из самых важных английских художников XVIII столетия. Именно его портреты формируют наше представление о британском обществе той поры, воплощают культурные идеалы британской аристократии.
Его творчество развивалось в период, когда британская культура переживала возрождение, коснувшееся не только изобразительного искусства, но также театра, музыки и литературы. Именно эпоха Гейнсборо окончательно сформировала английскую школу живописи.
На протяжении всей своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых европейских мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в Британии торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник, президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс.
К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относится необычайный расцвет детского портрета. Этому жанру отдали дань многие живописцы, но воздушные детские образы Томаса Гейнсборо, стремившегося подчеркнуть хрупкость, присущую этому нежному возрасту, заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнолдса и его последователей.
Выставка произведений Томаса Гейнсборо продолжает цикл экспозиций, представляющих британское искусство. В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже состоялись проекты, посвященные творчеству Уильяма Тёрнера, Уильяма Блейка, прерафаэлитов, Обри Бердслея (2014), а также художников Лондонской школы.
Выставке «Томас Гейнсборо» посвящён ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо», который пройдёт в музее с 1 по 23 декабря.