Ваш выбор

«Я придумал вовсе не такую историю...»

«Я придумал вовсе не такую историю...»

Об экранизациях, которые нам вскоре предстоит увидеть

Стало известно, что весной 2020 года начнутся съемки художественного фильма «Мастер и Маргарита» Николая Лебедева («Экипаж», «Легенда №17»). Очередная экранизация романа Михаила Булгакова станет одним из самых высокобюджетных российских проектов последних лет.

Сообщается, что в проекте будут сниматься западные актёры, однако кастинг ещё продолжается. Картина уже получила господдержку от Фонда кино, а продюсерами фильма выступили Константин Эрнст, Игорь Толстунов, Леонард Блаватник и Рубен Дишдишян.

Напомним, что предстоящая экранизация великого романа – не первая попытка перевести культовый роман на язык кино. Многие именитые режиссёры хотели снять фильм по этой книге (в их числе Рязанов, Климов, Наумов, Быков, Таланкин), но замыслам этих талантливых людей не было суждено воплотиться. И всё же свет увидели пять фильмов, в основу которых, так или иначе, лёг булгаковский текст.

Первым, кто взялся за экранную версию романа, был знаменитый Анджей Вайда, который в 1972 году снял фильм «Пилат и другие» – правда, в его фильм был создан только по мотивам «библейских» сцен романа.



В том же 1972 году югославский режиссёр Александр Петрович снял свою киноверсию «Мастера и Маргариты», получившую приз Венецианского кинофестиваля. Но и Петрович довольно вольно обошёлся с сюжетом писателя.

Более внимательно и бережно отнёсся к бессмертному роману Мацей Войтышко, который снял в 1988 году четырёхсерийный фильм, в котором критики особо отмечали отличные актёрские работы.

Первая отечественная адаптация «Мастера и Маргариты» – фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году. В нём сыграли блестящие актёры – Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Валентин Гафт, Михаил Ульянов, Александр Филиппенко, Сергей Гармаш, но фильм, длительностью 200 минут (более 3-х часов), не выходил в прокат вплоть до 2011 года. Спустя 17 лет после завершения картины, зритель увидел не её первоначальную версию, а сокращённую двухчасовую ленту, из которой по настоянию продюсеров была вырезана часть сюжетных линий.

В 2005 году на телеканале «Россия» была показана десятисерийная экранизация «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко, который ставил перед собой задачу полно и адекватно передать содержание романа. В фильме были заняты звёзды первой величины – Сергей Безруков, Олег Басилашвили, Анна Ковальчук, Александр Абдулов, Владислав Галкин, Кирилл Лавров и многие другие.

Ни одна из перечисленных лент не была воспринята поклонниками творчества Булгакова и литературоведами без серьёзной, а подчас просто убийственной критики, – так что пожелаем удачи шестой попытке перевода этого непростого роман на язык кинематографа.

К слову сказать, вопрос с экранизациями, или, как теперь все чаще говорят, адаптациями, очень непрост. И сам по себе достойный принцип точного следования букве, канве, замыслу первоисточника автоматически не превратит фильм в шедевр.

Но нас, читателей, почему-то большего всего волнует, если мы обнаруживаем, что что-то в фильме «не так, как в книге». Не очень-то это нравится и авторам, если они живы–здоровы и поначалу с энтузиазмом отнеслись к самому факту переложения своего детища на язык кино.

В 2019 году на экраны вышла историческая драма «Тобол», в основе которой – роман Алексея Иванова в двух частях «Тобол, Много званых» и «Тобол. Мало избранных». Писатель даже написал сценарий для этого проекта, но творческий конфликт с режиссёром привёл к тому, что Иванов не пожелал связывать своё имя с фильмом – в качестве сценаристов в титрах значатся другие авторы. «Я придумал вовсе не такую историю»: писатель назвал фильм «марлезонским балетом», из которого исчезла вся историческая правда, а персонажи превратились в ходячие банальности, с порой абсурдными мотивами поступков.

Несмотря на достаточно жесткую писательскую позицию в вопросах адаптации, творчество Алексея Иванова не обделено вниманием отечественного кинематографа – права на экранизацию его романов охотно приобретаются, а кинопроекты – реализуются.

«Первой ласточкой» стал фильм по его роману, написанному в конце 1990-х, изданному в 2003-м. Роману, который вызвал много откликов, порой откровенно негативных, и принёс писателю признание.

Одноименный фильм «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли, вышел на экраны в 2013 году и получил Гран-при фестиваля «Кинотавр». Режиссером, а также сценаристом кинокартины стал Александр Велединский (сценарист фильма «Бригада»), а продюсером – Валерий Тодоровский.

В 2018 году зрители увидели ещё одну экранизацию романа Иванова – телевизионный сериал «Ненастье». Создателя этой ленты, Сергея Урсулюка, писатель называет одним из лучших режиссёров современности, считает, что тот «работает в русле высокой кинематографической традиции, не искажая и не усекая первоисточники, чем вообще славится культура постмодерна», а также обладает прекрасным чувством времени и ритма, умеет создавать ансамбль и эпоху.

Кинематографисты сразу «ухватились» и за ещё один роман Иванова, но прошло довольно много лет, прежде чем в июле 2019 года начались съемки эпической драмы «Сердце пармы» по роману Иванова, впервые изданному в 2003 году Перми под названием «Чердынь – княгиня гор», а в 2006 в издательстве «Азбука» под названием «Сердце пармы, или Чердынь — княгиня гор».

Тем, кто пока не читал роман, возможно непонятно, почему слово «парма» написано с маленькой буквы. Но у Иванова речь идёт не об итальянской провинции, или одноимённых городе и реке. Парма – это уральское название увалов и гряд, с плоскими вершинами, покрытых хвойными лесами и поросшими густым мхом (ведь и слова «тайга» или «степь» мы пишем строчными буквами).

Фильм «Сердце пармы» – это история противостояния двух миров: Великого Московского княжества и уральской пармы, древних пермских земель, населенных язычниками. Здесь столкнутся герои и призраки, князья и шаманы, вогулы и московиты.

Фильм снимает талантливый российский режиссёр и сценарист Антон Мегердичев («Бой с тенью 2: Реванш», «Метро», «Ёлки 3», «Движение вверх»), в нём сыграют замечательные актёры: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Владимир Епифанцев и другие.

Съемки проходят в Пермском крае и Подмосковье – для картины отстроены уникальные декорации: деревянные города, крепости, дома на сваях. «Сердце пармы» обещает стать одним из самых сложных постановочных проектов российского кино: в фильме запланированы масштабные батальные сцены, спецэффекты, тщательно разработаны детали костюмов, реквизита.

Эта картина может стать одним из самых амбициозных проектов российского кино. А на «подходе» ещё и другие проекты по книгам Алексея Иванова. Роман «Псоглавцы», который он написал в 2011 году, экранизируется режиссёром Егором Кончаловским. В разгаре съемки полнометражного фильма «Тенерифе» (режиссёр Роман Васьянов) по роману «Общага-на-Крови», который был написан ещё в 1992 году, впервые издан в 2003-м, а в 2006-м попал в шорт-лист премии «Национальный бестселлер». Права на экранизацию книги «Пищеблок», вышедшей в конце 2018 года, уже приобрела продюсерская компания Александра Цекало, по словам которого «в "Пищеблоке" есть всё, чтобы собрать у экранов или дисплеев разные поколения. Я предвкушаю интересную тщательную работу и подготовку к съемкам». В фильме будет 8 серий, съемки начнутся в 2020 году.

Похоже, что современная отечественная проза всё чаще становится первоосновой для нашего кино: сейчас экранизируются роман «Текст» Дмитрия Глуховского, «КваZи» Сергея Лукьяненко.

Что ж, посмотрим... А пока почитаем!

В оформлении материала использована иллюстрация
Геннадия Калиновского к роману «мастер и Маргарита»