Пресс-служба Минпросвещения объявила о старте межведомственной программы «Культурные нормативы для школьников». С 1 сентября 2019 года началась апробация программы в Республике Татарстан, Республике Коми, Ставропольском крае, Тульской, Ярославской, Пензенской, Саратовской, Новосибирской областях.
Программа разработана совместно Минпросвещения и Минкультуры. Цель программы «Культурные нормативы школьников» – популяризация культурной грамотности. Благодаря проекту у учащихся появятся дополнительные возможности для знакомства с шедеврами литературы, театра, музыки, архитектуры, живописи и кино, а также для поступления в творческие вузы.
После посещения выставок, спектаклей, кинопоказов школьники смогут делиться впечатлениями «в специально созданном бумажном или электронном дневнике». По итогам проекта планируется провести олимпиаду по культурным нормативам, результаты которой будут давать победителям дополнительные баллы при поступлении в творческие вузы.
«За страшным словом «нормативы» скрывается хорошее, доброе, полезное и очень перспективное дело. Есть спортивные нормативы — ГТО, к которым все привыкли. Много десятилетий эта система физкультурно-спортивного воспитания работала, сейчас она возрождается. Теперь дело за культурными нормативами», – заявил в начале 2019 года глава Минкультуры России, Владимир Мединский.
Утверждается, что участие в программе будет исключительно добровольным, хотя пока не уточнялось, кто будет принимать добровольное решение об участии в программе: руководство региона, администрация школы или сами школьники и их родители.
В методических рекомендациях по разделу «Литература», например, предлагаются такие «форматы освоения комплекса теоретических и практических знаний и навыков»: «Культпоход» (в библиотеку, литературный музей или дом-музей писателя)», «Культурный клуб» (предполагает два формата: мероприятия в учреждениях культуры и самостоятельное творчество), «Цифровая культура» (знакомство с литературой через интернет по следующим направлениям: использование (знакомство с книгами, писателями, календарь памятных на информационном портале РГДБ «Библиогид».; просмотр записей встреч с писателями и литературных экранизаций на телеканале «Культура»; создание литературных Интернет клубов-блогов; просмотр телемостов авторов с издательствами).
В приложении к методическим указаниям приводится рекомендуемый перечень произведения искусства по разным направлениям, который предлагает множество вариантов для выбора.
Так, например, в разделе «Литература» школьникам 1-4-х классов предлагаются на выбор 130 названий, 5-8-х – 119, 9-10-х – 60. В этих списках есть произведения самых разных жанров, авторов из разных стран, и классиков, и современников.
В списке для младших школьников есть сказки Х.К. Андерсена и «Библейские сказки» Саши Чёрного, «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Эно Рауда и «Дедморозовка» Андрея Усачёва, здесь нашлось место для Горфмана и Гайдара, Зальтена и Зощенко, Катаева и Киплинга, Милна и Мошковской, Пройслера и Пушкина...