13 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия»
На выставке будет представлено более шестидесяти гравюр XIX века, посвящённых одному из самых популярных сюжетов японской истории и театральной драматургии – истории и легенде о сорока семи верных ронинах. Они представляют разные школы и направления этого многогранного искусства, несколько поколений прославленных мастеров жанра театральной и героической гравюры.
Среди представленных на выставке художников – Утагава Кунисада (Тоёкуни III) (1786-1865), Утагава Куниёси (1798-1861), Тоёхара Тиканобу (1838-1912) и другие. Многие гравюры будут представлены в России впервые.
Легенды о сорока семи верных вассалах восходят к драматическими событиям эпохи Эдо. 21 апреля 1701 года молодой князь Асано Наганори поднял оружие на церемониймейстера при дворе военного правителя Японии (сёгуна) во время ежегодных ритуалов обмена новогодними подношениями между императорским и сёгунским дворами. Такой поступок в стенах резиденции правителя был тяжким преступлением, и наказанием за него было ритуальное самоубийство самурая – сэппуку.
После смерти князя Асано все его владения были конфискованы, а его воины стали ронинами – «странниками в бурных волнах». Бывшие вассалы не могли смириться с тем, что противник их господина оставался жив и не понёс никакого наказания. Они должны были отомстить за смерть сюзерена – и спустя два года после его смерти захватили усадьбу церемониймейстера Киры Ёсинаки и убили его. После чего добровольно сдались властям и ушли из жизни, совершив сэппуку.
Эта реальная история начала обрастать мифами сразу после смерти ронинов, поскольку отвечала представлениям о том, какими следует быть идеальным самураям. Не только среди представителей самурайского сословия, но и среди простых людей эта история получила самое широкое распространение и популярность.
Сборники документов и основанные на них печатные художественные произведения стали источником вдохновения для рассказчиков-коданся, а их рассказы, в свою очередь, – основой для пьес Кабуки и Дзёрури, любимых жанров японского театра.
Успех новых представлений сделал неизбежным появление гравюр с изображением верных ронинов. Такие листы были памятным сувениром для тех, кто посетил представление, или сообщали о театральной новинке, которую непременно стоило увидеть. Так драматические события начала XVIII века стали частью японской народной культуры.
Выставка японской гравюры из коллекции Кирилла Данелия продлится с 13 декабря 2019 года по 26 января 2020 года в Государственном музее Востока, в главном здании на Никитском бульваре.
«Библио-Глобус рекомендует».
12 книг о культуре и искусстве Японии
- Денике Б. Архитектура Японии. Японская цветная гравюра.
- Керр А. Потерянная Япония. Как исчезает культура великой империи.
- Классическая японская поэзия.
- Ковальчук Ю. О чем думают японцы? 1639 фактов. От сегуна до Toyota.
- Лазарев А. Япония: шедевры минувших эпох.
- Пушакова А. Япония. Введение в искусство и культуру.
- Рудаков Н. Э. Эпоха самураев.
- Рудаков Н. Э. Япония в легендах и мифах.
- Рудницкая А. Япония.
- Фаню М. Мидзогути и Япония.
- Хирн Л. (Коидзуми Якумо). Япония эпохи Мэйдзи.
- Ядзава Ю. Как живут японцы.