Среди мероприятий большой юбилейной программы – замечательная выставка из собрания Русского музея: в Садовом павильоне Михайловского дворца музей показывает шесть прижизненных портретов Ахматовой. Поэтесса часто позировала известным художникам, сила её таланта и неординарная внешность делали её желанной моделью для многих известных живописцев и графиков. Портреты из собрания Русского музея обладают одной особенностью – они слово знаки судьбы Анны Андреевны Ахматовой.
Самое раннее из плотен писал художник-аванггардист Натан Альтман в предвоенном 1913 году. Это год в творчестве Ахматовой отмечен и такими строками: «И кажется лицо бледней от лиловеющего шёлка, почти доходит до бровей моя незавитая челка». Портрет написан во время взлета славы Ахматовой, и личной драмы – расставания с Николаем Гумилёвым.
На портрете Кузьмы Петрова–Водкина – строгий лаконичный силуэт, лицо-лик, отрешенный взгляд и горькая улыбка. Портрет написан в 1922 году – после войны и революции, расстрела Николая Гумилева и отъезда близких людей. «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас»...
С начала 1910-х годов с Ахматовой был дружен «мирискусник» Вениамин Белкин, работу над портретом её портретом он начал в 1922 году и впервые выставил его в июне 1924 года. Позже по неизвестной причине художник переписывает этот портрет и вновь показывает его на выставке в 1932 году. То живописное полотно, который представлено на выставке в Русском музее, специалисты считают переработанным многократно – работа над ним завершилась, вероятно, только в 1941 году.
В 1924 году сёстры Натальи и Елены Данько создали на Государственном фарфоровом заводе для тиражирования фарфоровую фигуру «Анна Ахматова». Стройная высокая дама в цветастой шали, жизнь которой ярка и безоблачна, – наступала эпоха всеобщего оптимизма. Но именно в это время Ахматову перестали печатать, и запрет продолжался почти 15 лет.
Драматичен образ Ахматовой, созданный в 1928 году Николаем Тырсой, – это черно-белый изысканный рисунок на бумаге ламповой копотью. Последний по датировке из представленных портретов в Русском музее – бронзовый бюст скульптора Ильи Слонима (1964 год), сдержан, лишен внешней эффектности.
Всю жизнь Анна Ахматова создавала свой портрет в стихах – это сложное и яркое полотно ждёт вдумчивых ценителей – читайте, учитесь понимать, восхищайтесь и удивляйтесь! Многочисленные издания творческого наследия поэта, переводчицы и литературоведа, одной из наиболее значимых фигур русской литературы ХХ века, ждут вас на полках Главного книжного.