Young adult

Девятое искусство

Девятое искусство

У нас, конечно, не Америка, и многие относятся свысока ко «всяким там рисованным историям», но факт остаётся фактом: комиксы имеют сотни миллионов поклонников по всему миру, и наша страна – не станет исключением 

К тому же над этими «смешными полосками» (от англ. «comic strip») работают лучшие художники, чрезвычайно образованные и тонкие люди, героям комиксов ставят памятники, а дети мечтают стать похожими на них. А взрослые? Вы наверняка удивитесь, когда узнаете, что, по данным Института Гэллапа, каждый четвёртый взрослый американец готов на президентских выборах поддержать кандидатуру Бэтмена!

Графический роман уже давно называют «девятым искусством» – у этого симбиоза изобразительного искусства и слова есть своя любопытная история. Предки комиксов – это наборы картинок, объединённые единым сюжетом (сюда, кстати, относят и русский лубок). Они появились в Европе ещё до изобретения книгопечатания. 

Комикс, каким мы его знаем сейчас, родился на закате XIX века в США во время «газетных войн» империй Херста и Пулитцера. Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале Херста «The Sun Francisco Examiner». 

Спустя 2 года цветная газета Пулитцера «New York World» начала печатать комиксы, автором которых был «отец комикса» художник Ричард Аутколт. Позже, в 1895 году, Аутколт выпустил серию «Аллея Хогана», в которой был второстепенный персонаж – ушастый и ужасно болтливый мальчик в желтом костюмчике (в тогдашних типографиях желтая краска лучше ложилась на бумагу и получалась особенно яркой). 

Парнишка Мики Дьюгэн по прозвищу «Yellow Kid», который бродил по Нью-Йорку и влипал в самые нелепые и комические ситуации, так полюбился жителям «Большого яблока», что Аутколт сделал его главным героем своих «историй в картинках». В 1896 году Херст переманил к себе «отца комикса» и объявил о регулярном издании 8-страничного (а позже и 16-тистраничного) цветного комикс-приложения к своей газете «Morning Journal». Так началась эра комиксов.

Кстати, в это самое время, на заре становления комиксов, в корпорации Херста одним из самых видных рисовальщиков считался Уинзор МакКей. Именно он создал один из первых американских комиксов, который ныне считается неповторимым шедевром. Это история о приключениях Малыша Немо во сне, публикация которого началась в 1905 году, а завершилась в 1926-м. 

Кстати, это был любимый комикс великого режиссера Федерико Феллини, который вспоминал: «Вечерами, перед сном, я мог в своем сознании перевернуть спальню, сделав пол потолком, что проделывал в комиксе Маленький Немо, и это было настолько убедительно, что я крепко держался за матрас, боясь свалиться с потолка». 

В 2010 году легендарный комикс «Малыш Немо в Сонной стране» вышел на русском языке. Более ста сюжетов были скрупулезно отреставрированы, чтобы во всех деталях донести до читателей удивительное творение Уинзора МакКея. 

В ХХ веке комикс становится одним из самых популярных жанров  массовой культуры. К этому времени комиксы в основном утратили свою комичность, благодаря которой получили название. Основным жанром комиксов становятся приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях. 

В конце 30-х годов начинается «золотой век» комиксов – именно тогда появились знаменитые герои: суперполицейский Дик Трэйси (1931), футболист Флэш Гордон (1933), инопланетный герой Супермен (1938) и, наконец, человек-летучая мышь Бэтмен. Всего за период до 1956 года было создано более 400 супергероев!

Индустрия комиксов развивается не только в Америке, но и в Европе. Например, в 1929 году в Бельгии начинают выходить невероятно популярные и по сей день истории о приключениях молодого журналиста Тинтина, которые создал художник комиксов Эрже (Жорж Реми).

В 1933 году была придумана «comic book», когда под одну обложку помещался десяток больших комиксов. Стоила такая книжка комиксов десять центов. Акулы бизнеса взяли эту цифру не с потолка: именно во столько обходился завтрак американскому школьнику. 

В 60-е Джек Кирби и Стэн Ли создают самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка, Серебряный Сёрфер, Тор, Невероятный Халк, Люди Икс, Железный Человек и Человек-Паук

Эти и множество других популярных и сегодня героев «рождены» одним из самых известных издателей комиксов – американской компанией Marvel Comics, которую поклонники прозвали «Домом идей». Почти все персонажи, созданные Marvel, обитают в вымышленной вселенной – Земля 616.

Второй из двух гигантов рынка комиксов – DC Comics, тоже имеет своих лидеров – Супермена, Бэтмена, Чудо-женщину, Капитана Америку, Аквамена и других персонажей долгие годы заселяющих просторы вселенной DC. Книги Marvel Comics и DC Comics широко представлены в «Библио-Глобусе» оригинальными изданиями и в переводе на русский язык. 

В конце ХХ века набирают популярность азиатские жанры комикса, и прежде всего японская манга. Развитие манги в Японии началось после окончания Второй мировой войны, когда в страну ворвался американский кинематограф. В 1947 году художник и врач Осаму Тэдзука сделал первый японский комикс по роману Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», назвав его мангой (в честь «Манги», то есть «Книги набросков», знаменитого гравера и рисовальщика Кацусики Хокусая).

Для комиксов адаптируются произведения классиков литературы. Например, в Японии в виде комиксов издали «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. В США издана целая серия комиксов «Классика в иллюстрациях». 

На полках книжного магазина «Библио-Глобус» вы найдёте, к примеру, комиксы по мотивам романов Сервантеса и Агаты Кристи, графический роман по автобиографичному произведению Нобелевского лауреата по литературе Альбера Камю – «Первый человек». Рукопись этого романа была найдена после автокатастрофы, в которой погиб писатель, и имела посвящение матери, «которая никогда не сможет прочесть эту книгу» (она была неграмотной). 

Адоптируя в графическом жанре знаменитый роман Харпер Ли  «Убить пересмешника» художник Фред Фордэм сумел сохранить дух оригинального произведения, ставшего культовым для нескольких поколений – перед нами визуально точное изображение сюжетных коллизий и реалий 1930-х годов в штате Алабама, эпохи Великой Депрессии и расцвета расовой нетерпимости.

Современные бестселлеры также нередко становятся основой для графических романов: такое воплощение получила культовая трилогия Стига Ларссона о расследованиях журналиста Микаэля Блумквиста и девушке с татуировкой дракона Лизбет  Саландер –  «Миллениум» кропотливо адаптирована известным писателем Дэниелом Абрахамом и художником Томми Паттерсоном эпическая фэнтези-сага Джорджа Мартина «Песнь Люда и Пламени» – название этот графический роман позаимствовал у культового сериала «Игра престолов».

Однако мы не ошибёмся, если скажем, что самая благодарная аудитория комиксов в нашей стране – детская. А комикс, который бьёт все рекорды по востребованности (во всяком случае, в «Библио-Глобусе»), – тоже детский: «Гравити Фолз». В этой очень забавной и прямо-таки бесшабашной истории чудесным образом уживаются приключения, юмор, научное фэнтези, детектив, мистика и много чего ещё – взрослым тоже есть над чем посмеяться и задуматься.