Мясницкая, 6

Наши соседи: «Всеобщая библиотека России...»

Наши соседи: «Всеобщая библиотека России...»

В нескольких шагах от «Библио-Глобуса» находится поистине легендарное «книжное» место Москвы – прекрасный дом в стиле барокко по адресу Мясницкая, 7.

У городской усадьбы, издревле стоявшей на месте этого дома, было немало родовитых хозяев – здесь жили касимовские царевичи, последние потомки правителей Золотой Орды, усадьбой владели сподвижник Петра I князь Алексей Долгорукий и Салтыковы, обитавшие здесь почти сто лет и начавшие строительство дома в том виде, который сегодня нам знаком.

Но москвичи называют эту усадьбу «домом Черткова» – в память о когда-то знаменитом центре культурной жизни города, которую не стерли даже годы революций и социального переустройства.

Александр Дмитриевич Чертков (1789-1858), отставной полковник из старинного и прославленного дворянского рода, стал владельцем дома в 1831 году. Здесь им была собрана, а позже открыта уникальная публичная библиотека.

Эта библиотека – результат настоящего подвижничества, неустанного труда по воплощению грандиозного замысла: «собрать всё, что когда-либо и на каком бы то ни было языке писано о России». Чертков разыскал и приобрел более 17 тыс. книг, изданных по всему миру, множество рукописей отечественных писателей, портретов, планов, видов российских городов, а также 600 древнерусских монет.

Библиотека была систематизирована по тем же принципам, которые использовались в Британском музее, и каталогизирована. Изданный Александром Дмитриевичем в 1838 году каталог библиотеки назывался: «Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего отечества…»; в последующие годы издавались прибавления к каталогу – библиотека постоянно пополнялась. Эта библиотека по завещанию её владельца стала общедоступной – Городской Чертковской библиотекой.

Александр Дмитриевич Чертков

«Сосредоточенный, молчаливый, порой чудной на вид, он скромно, но постоянно и неуклонно следовал по однажды избранному пути, так что многие его знакомые, встречаясь с ним в светских кружках, вовсе и не подозревали в нём многосторонней учёности...», – так отзывался о Черткове Пётр Иванович Бартенев, историк и литературовед, зачинатель пушкиноведения, директор Чертковской библиотеки, основатель и издатель исторического журнала «Русский архив».

Александр Дмитриевич Чертков заслужил нашу благодарную память не только своим подвигом библиофила. Его молодость пришлась на тревожное время и прошла она в ратных трудах: он – известный участник Отечественной войны 1812 года (отличился в сражениях при Витебске, Смоленске, Бородино) и заграничных походов 1813-1814 годов (сражался в битвах под Дрезденом, при Кульме, Париже и других).

В 1822 году полковник Чертков вышел в отставку и занялся тем, к чему всегда стремился, – его призванием были, как тогда говорили, «умственные занятия». И хотя у Александра Дмитриевича не было университетской подготовки, он был блистательно образован – благодаря замечательным наставникам, которых приглашали родители для домашнего обучения сына, книгам и пытливому уму, невероятной сосредоточенности и увлечённости.

Любовь к книгам и просвещению была родовой чертой многих Чертковых. Известным библиофилом был и дед Александра Дмитриевича по материнской линии – полковник Степан Иванович Тевяшев.

Выйдя в отставку, Чертков на два года уезжает в Европу, путешествует, изучает древности, заводит знакомства в научной среде, ведёт записи, которые лягут в основу его будущих научных работ. Исследовательские устремления Черткова тех лет поражают широтой, однако уже тогда стала прорисовываться главная линия его научной биографии – история России и славянского мира. Вернувшись на родину, Чертков продолжает собирать коллекции русских древностей и монет, рукописных и печатных книг о России.

Ему пришлось ещё раз вернуться в армию – в 1828-1829 годах волонтёром он принял участие в русско-турецкой войне. И только по окончанию военных действий между Россией и Турцией Чертков навсегда покидает армию и всецело отдается науке, общественной и просветительской деятельности.

О значимости фигуры Черткова для нашей культуры свидетельствует множество фактов.

В 1834 году он опубликовал первый научный отечественный нумизматический каталог «Описание древних русских монет» – итог многолетнего научного изучения и систематизации русской нумизматики «удельного» периода. Вместе с тремя «Приложениями», изданными позже, в каталоге описана и систематизирована 561 русская монета XIV-XVI веков, включая антикварные подделки.

Полную Демидовскую премию Академии Наук, присуждённую ему за этот труд по описанию древнерусских монет, Александр Дмитриевич предоставил на научное издание 1843 года «Остромирова Евангелия», древнейшей рукописной книги Киевской Руси, созданной в 1056—1057 годах.

Чертков был одним из основателей Московского училища живописи и ваяния, членом комиссии по возведению Храма Христа Спасителя.

Александр Дмитриевич не был причастен к движению декабристов, но благодаря ему сохранились и дошли до нас многие бесценные документальные свидетельства о семьях декабристов Чернышевых и Муравьевых.

Его деятельность заслужила всеобщее уважение – более 20 лет Чертков был предводителем московского дворянства, в 1836 году был избран вице-президентом, а в 1848 году – председателем Общества истории и древностей Российских при Московском университете и оставался на этом посту до 1857 года; был почётным членом Русского археологического общества.

«Такого радушия... готовности служить советами, библиотекою я нигде более не встречал. Дом его, кабинет, он сам..., разбросанные книги, книжки, книжечки по столам, стульям... Нигде так приятно и полезно не проводил я времени...» – писал о Черткове историк и археолог Николай Никифорович Мурзакевич, директор Ришельевского лицея, высшего учебного заведения Одессы.

Елизавета Григорьевна Черткова

В мае 1928 года Александр Дмитриевич породнился с печально известным в то время семейством – его женой стала графиня Елизавета Григорьевна Чернышёва (1805–1858). Брат невесты, Захар Чернышёв, наследник богатейшего родового майората, был осуждён как государственный преступник по делу о декабристах: смертная казнь была заменена на каторжные работы.

Родная сестра невесты – та самая Александрина, Александра Муравьёва, жена Никиты Муравьева, одного из идеологов восстания. За год до сватовства Черткова Александрина отправилась вслед за мужем в Сибирь, откуда ей уже не суждено было вернуться – в 1832 году она умерла, и это была горько оплакиваемая всеми и первая смерть в кругу осуждённых на каторгу и ссылку декабристов и их жен.

Сестра и брат Елизаветы Чертковой: Александра Муравьёва, урождённая Чернышёва, и Захар Чернышёв

Мать невесты Черткова при известии об аресте сына и зятя разбил паралич, а отъезд в Сибирь дочери, оставлявшей троих маленьких детей, окончательно подкосил силы больной графини, она умерла за месяц до венчания Елизаветы и Александра Черткова. Поэт П.А. Вяземский назвал семью Чернышёвых «святынею несчастья» – вот такого родства не побоялся Александр Дмитриевич Чертков.

Елизавета Григорьевна Черткова была женщиной неординарной и талантливой – под стать своему мужу. Современники отзывались о ней как о женщине, наделённой своеобразной внешностью, напоминавшей изображения библейских героинь. Прекрасно образованная, равнодушная к модным нарядам, склонная к неординарным, и даже экстравагантным по тем временам поступкам, умная и добрая. «Лиза для сердца, чувств и ума – совершенный ангел», – писал один из близких к семье людей.

На этих фоторепродукциях – изображение Елизаветы-девочки и портрет Елизаветы Григорьевны (фототипия, изготовленная в 1907 году), молодой женщины в весьма необычном наряде: поверх тёмного платья – горностаевая накидка, головной убор напоминает феску с кисточкой, на поясе с ювелирной пряжкой висит кинжал, руки украшают многочисленные браслеты и кольца, в левой руке – охотничий рожок. На том и другом портретах поражает взгляд героини – строгий, пронизывающий, устремлённый на зрителя.

Елизавету Григорьевну высоко ценили многочисленные друзья и знакомые – в числе её приятелей был Н.В. Гоголь, она принимала у себя многих знаменитых литераторов и учёных, дружила с М.С. Щепкиным. Дом четы Чертковых видел в своих стенах А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Н. Загоскина, Ф.Н. Глинку и многих других – хлебосольство московского предводителя и возможность воспользоваться его обширной библиотекой привлекали в дом на Мясницкой замечательных современников.

Близко знавшие Елизавету Черткову отмечали, что «как ни разны были её характер, вкусы и привычки с мужниными, она ценила мужа вполне и силилась при всяком удобном случае возвысить его в мнении общества».

Александр Дмитриевич и Елизавета Григорьевна вырастили четверых детей. Сын Григорий Александрович (род. 1832) – кавалергард, уездный предводитель дворянства в Московской губернии, имел придворное звание егермейстера и пост начальника царской охоты, в браке с Софьей Николаевной Муравьёвой у него родилось четверо детей. Старшая из сестёр Чертковых, Елизавета (род. 1829), вышла замуж за князя Александра Николаевича Голицына; Софья (род. 1831) – стала женой полковника Севера Алексеевича Ермолова, сына легендарного героя антинаполеоновских кампаний; Александра (род. 1834) тоже вышла замуж за военного, штаб-ротмистра Петра Александровича Винтулова.

Сёстры Чертковы: Александра Александровна Винтулова и Елизавета Александровна Голицына

Несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, их родители, супруги Чертковы, ушли из жизни один за другим в 1858 г.

Городская Чертковская

«Принадлежащее мне собрание книг и рукописей содержит в себе более трехсот редких рукописей и 30 тысяч томов на разных языках, собранных с исключительной целью изучения России во всех отношениях и подробностях... Пока я жив, судьба его обеспечена: но подобного рода собрание, кажется мне, не должно оставаться в руках частных лиц, и я желал бы вполне сделать его достоянием общественным...»

А.Д. Чертков

Григорий Александрович Чертков, выполняя волю отца, в 1863 г. открыл собрание для всех желающих – оно стало первой в России бесплатной частной библиотекой. Для неё был специально реконструирован флигель дома на Мясницкой со стороны Фуркасовского переулка: оборудовано два читальных зала и четыре хранилища.

В архивах сохранился интересный документ – черновик обязательства дочерей А.Д. Черткова, составленный в 1863 году, по которому сёстры (в том случае, если брат умрёт холостым и бездетным) наследуют имущество брата, а «библиотеку свою с принадлежащими к ней собраниями и мебелью» пожертвуют «в пользу города Москвы» и ежемесячно будут выплачивать по 500 рублей на её содержание, добровольно выплатят единовременно Московской городской думе 100 000 рублей серебром. Этот документ – свидетельство того, что Чертковы пеклись не только о передаче библиотеки, но и о дальнейшей её судьбе.

Управлял библиотекой знаменитый историк и археограф Пётр Иванович Бартенев, бессменный составитель и издатель «Русского архива», так же выпускавшегося на средства Чертковых. В Чертковской библиотеке Л.Н. Толстой работал над эпопеей «Война и мир», её фондами пользовался молодой К.Э. Циолковский.

В 1871 году Григорий Александрович Чертков переехал в Петербург, особняк на Мясницкой продал, а библиотеку подарил городу. Московская Дума приняла её в собственность с сохранением за ней навсегда имени Городской Чертковской. Городская публичная Чертковская публичная библиотека находилась в ведении московского городского управления вплоть до 1887 года, после была передана в Исторический музей, городская казна продолжала финансирование пополнения её фондов до 1917 года.

Вместе с собранием Александра Дмитриевича город получил в дар и замечательную книжную коллекцию князя Александра Николаевича Голицына, зятя Черткова – эта библиотека, основной корпус которой составляют 9 тыс. томов книг о России на иностранных языках (Rоssica), изначально тоже формировалась под влиянием и по плану Черткова и находилась в том же доме на Мясницкой.

Чертков был дружен с отцом Александра Николаевича, Николаем Яковлевичем, ещё со времён военной службы, а после выхода в отставку Голицыны и Чертковы продолжали дружить семьями. Породнились они в 1850 году в феврале, всего месяц спустя после смерти старшего Голицына, Николая Яковлевича. В апреле того же года была убита мать Александра Николаевича – и молодой князь в 20 лет остался сиротой. Александр Дмитриевич Чертков, который, видимо, с детства оказывал серьёзное влияние на Александра Голицына, с этой поры стал ему и зятем, и отцом.

Только вот брак Александра Голицына и Елизаветы Чертковой был несчастливым: после рождения тяжело больного сына, они отдалились друг от друга, князь Александр обосновался в Париже, у него родилось двое детей от другой женщины.

Но судьба библиотеки волновала Голицына даже тогда, когда перешла в собственность города. В своём духовном завещании, он вменял в обязанность своему сыну от второго брака «книги и рисунки, касающиеся России и периодические журналы, находящиеся в библиотеке в имении моём в селе Роща, Тарусского уезда, и в Москве, при квартире моей, передать в собственность Императорскому Историческому музею в Москве все, сколько таковых окажется, за исключением того, что не относится до истории России…»

Единственным условием дарителей было сохранение «неделимости фонда», завещанное Чертковым. В 1871-1887 годах библиотека размещалась в Румянцевском музее, а после основания Исторического музея перешла в его собственность – ценные рукописи, архивы и реликвии Чертковых и сейчас составляют гордость собрания этого музея.

Сегодня Голицынская и Чертковская библиотеки хранятся в разных местах. Печатные издания и Rossica в 1938 году переданы во Всесоюзную историческую библиотеку (сейчас ГПИБ). Рукописи писателей XVIII-XX веков в 1945 году ушли в Государственный литературный музей; более 200 рукописей и старопечатные книги оказались в отделе книг старой печати ГИМ, а 368 единиц хранения (в основном архивные материалы) – в отделе письменных источников ГИМа.

А история дома в Белом городе, после того как его покинули Чертковы и их книжные сокровища, продолжилась, и была достаточно бурной и любопытной.

В дореволюционное время дом сменил нескольких хозяев, его помещения сдавались в аренду, в том числе издателям и книгопродавцам – здесь размещались книжные магазины братьев Салаевых, Думнова, Карцева, редакция журнала «Сад и огород», в знаменитом магазине «Иммер Эрнест и сын» Антон Павлович Чехов покупал семена для своего мелиховского сада, а Станиславский и Немирович-Данченко Ермолова и Качалов участвовали в вечерах Литературно-артистического кружка, здесь проводились заседания Московского археологического общества, архитектурные выставки...

В начале XX века дом чуть было не снесли – на его месте собирались построить пятиэтажный доходный дом, но помешала Первая мировая война. Уцелел дом и в послереволюционное время – его приспособили под «Клуб красных директоров», который позже стал Домом научно-технической пропаганды имени Дзержинского, «Домом знаний» Всесоюзного общества «Знание».

А что сегодня с домом Черткова? Вполне вероятно, что он принадлежит российскому обществу «Знание», однако в его недавней истории много неясностей и неожиданных поворотов.

В декабре 1996 года один из потомков Александра Дмитриевича Черткова, русский американец Николай Сергеевич Чертков предложил проект воссоздания уникального книжного собрания Чертковых в доме своих предков. При этом речь не шла о каких-то имущественных притязаниях – Николай Сергеевич предлагал перевести Чертковскую библиотеку в качестве филиала Исторической библиотеки во флигель дома на Мясницкой, когда-то специально переоборудованное помещение для этих нужд.

Со своим проектом Чертков выступал в Государственной думе, обращался к мэру Лужкову и президенту Ельцину. В то время дом требовал серьёзных мер по спасению, в реставрации остро нуждались и книги из чертковского собрания – Николай Сергеевич готов был привлечь для этого средства созданного им фонда и иностранных инвесторов. Однако этот культурный проект поддержки властей не получил, Черткова даже не допустили в дом предков, ссылаясь на аварийное состояние особняка...

Сегодня мы видим отреставрированный дом Черткова – он останавливает взгляды прохожих своим нарядным сине-белым фасадом, украшенным затейливой лепниной. Судя по фотографиям в интернете, восстановлены и интерьеры особняка. К наиболее ранним из элементов его внутреннего убранства относится Готический зал, отделанный ещё в 1844 году, при Александре Дмитриевиче Черткове – это редчайший в Москве пример неоготики середины XIX века, к тому же времени относится и курительная в «мавританском» стиле.

Однако увидеть все это своими глазами нам вряд ли удастся: дальше ограды, за которой весной пышно цветёт сирень, не пройти, на фото – редкий случай, когда ворота и двери особняка открыты. И лишь иногда, а в последнее всё реже, в особняке просыпается жизнь – судя по всему, здесь что-то празднуют: звучит музыка, неоновыми красками горят окна. Из самых заметных, а главное доступных для горожан событий, – выставка-иллюзия «Алиса в Стране чудес» (2015) и выставка-аллюзия «Шекспир: тайна 400» (2016). На просторах сети можно отыскать сайт «Усадьба Салтыковых Чертковых», который позиционирует особняк как «историческую банкетную площадку в центре Москвы».

В 2013 году Москва праздновала 150-летний юбилей исторической библиотеки, датой рождения которой официально признана дата открытия Чертковской библиотеки на Мясницкой. Тогда нам казалось, что это прекрасный повод для того, чтобы увековечить заслуги историка, археолога, библиофила и благотворителя Александра Дмитриевича Черткова: отметить знаменитый дом памятной доской и восстановить исчезнувшую после реконструкции дома табличку, свидетельствующую о том, что государство охраняет этот уникальный памятник московской культуры и просвещения.

Прошло почти семь лет, но памятной доски, равно как и табло с QR-кодом, который сегодня можно найти практически на всех исторических достопримечательностях Москвы, не появилось. Охранная табличка наличествует, но прочесть текст на ней, не войдя в ограду, невозможно: она расположена в глубине двора, и издалека прочитываются только слова «главный дом» и «охраняется государством». Зато напротив центральных ворот стоит пюпитр, на нём – бумага с номером мобильного телефона. Если позвонить по этому номеру и спросить, можно ли попасть на экскурсию в особняк и увидеть его внутреннее убранство, последует лаконичное: «Нет»...