Мясницкая, 6

Легенда московской книжной торговли

Легенда московской книжной торговли

Из воспоминаний Бориса Семёновича Есенькина, президента Торгового Дома «Библио-Глобус», Заслуженного работника культуры, доктора экономических наук.

«Открытием магазина № 120 «Книжного мира» москвичи обязаны  директору Москниги Сергею Ерофеевичу Поливановскому – это он убедил власти, что торговые площади, освободившиеся в 1957 году после переезда «Детского мира» в специально построенное для него здание на Лубянке, должны стать самым большим и самым удобным в Москве книжным магазином. 24 августа в магазине был пробит первый чек, а 28 августа произошло его официальное открытие.

Слова Николая Батурина, первого директора этого магазина: «Вот здесь и будем работать, обустроимся и станем известными в Москве», - оказались пророческими: магазин стал крупнейшим книжным в СССР и всегда оставался передовым предприятием образцового столичного книготорга, носившим знаковое имя – «Книжный мир». С 1961 по 1984 год магазин возглавлял настоящий духовный лидер – Леонид Воложин.

Ещё в недалёком прошлом мы были «строителями социализма», верили в коммунизм, следовали партийной идеологии. Вроде бы совсем недавно действовала централизованная издательско-книготорговая система, работали книготорговые базы, на основе сбора заказов формировались издательские темпланы, функционировала распределительная система изданий по России и союзным республикам.

В этот период издательское и книготорговое дело представляло собой мощнейшую идеологическую систему, которая контролировалась партийно-государственным аппаратом. Деятельность предприятий жёстко регламентировалась, устанавливались чёткие нормы, предусматривающие различные санкции. Регулировался выпуск и распространение изданий, включая формирование репертуара, определение тиража, объёма издания, ассортимента магазина. Издатель и книготорговец не имели права самостоятельно решать, что и сколько выпускать или продавать. Дефицитная книга попадала на прилавки в единичных экземплярах, но контролировалась множеством инстанций – бесконечными проверками народного контроля, ОБХСС, торгинспекции и т. п. В год доходило до 40 проверок. Могли в любой момент закрыть магазин. При этом главным было выполнить план любой ценой.

В период перестройки условия стали меняться, мы включились в новый процесс, который был нам не до конца понятен, но дал возможность выйти из «государственного рабства», пускай и «слепыми», зато со свободными руками и чистыми мыслями для созидания и творчества, несмотря на то, что проблем было очень много и они ставили существование предприятия под угрозу.

Новые рыночные отношения в книжной отрасли формировались бессистемно – централизованная книготорговая система рушилась. «Книжный мир» оказался изолированным  и затоваренным литературой, в одночасье переставшей быть нужной. Нам предстояло избавиться от всего лишнего, освободиться от «груза вчерашнего дня», наработать новый опыт во взаимоотношениях с читателем и издателем, найти ту «золотую середину», которая позволила бы, с одной стороны, остаться книгораспространителем, а с другой – просветителем.

Тогда было важно не свернуть с книжного пути, надо было двигаться, учитывая новые условия времени. Поэтому в 1992 году по решению общего собрания коллектива магазин № 120 «Книжный мир» вышел из состава Москниги и преобразовался в ТОО «Торговый Дом «Библио-Глобус». Многие тогда говорили, что, став самостоятельным хозяйственным субъектом, предприятие не выживет, умрёт без государственной опеки.

Предстояло привести всё в порядок, расчистить «авгиевы конюшни»: изменить технологию, порядок и даже отношение к работе. Тогда мы работали словно китайцы, всё – вручную. Наша неспособность использовать компьютеры, безумное количество бумаг, которые следовало оформлять, «мёртвая» товарная масса, заполонившая подвальный этаж, оборудование, переставшее соответствовать новым запросам, требовали перевернуть всё «вверх дном».

Эта необходимость перемен, а также постепенный приход на рынок новых издательств, постепенное насыщение рынка издательской продукцией подтолкнули нас к введению механизации труда и переходу на самообслуживание. Надо сказать, это был тяжёлый труд. За малый срок мы провели бизнес-планирование. Заменив старую вычислительную машину, «выплёвывавшую» накладные, более чем 300 компьютерами, организовали современные рабочие места для операторов. Убрали прилавки. Устранили, что для многих было словно инфаркт, деревянные счёты. Ввели должность продавца-консультанта, общающегося с покупателем без прилавка, перестроили торгово-технологический процесс. Перед командой «Библио-Глобуса» ставились задачи успешно работать в российской книжной индустрии, изучать изменения, происходящие в зарубежном и отечественном книжном деле.

Командировка в далёкий Денвер показала, что мы идём правильной дорогой. Только «этажом» находились ниже, где-то на «нулевом» в сравнении с их «шестиуровневым». Стажировка позволила спланировать дальнейшее развитие Торгового Дома в плане автоматизации складских технологий, программного обеспечения бизнеса, введения книготорговых стандартов. Однако события 1998 года помешали… И это был удар «ниже пояса».

Инфляция, «поедавшая» рубль, заставляла жёстко выстраивать экономическую политику Торгового Дома. Платёжеспособность населения падала с каждым днём. А с обрушением народных банков платежи перестали поступать и вовсе. Не хватало денег даже на закупку товара.     Из-за этого нарушался ритм ведения финансово-хозяйственной деятельности, исполнение законов по бухгалтерской отчётности приходилось выполнять в «стрессовом состоянии». Сложно приходилось всем, но коллектив выстоял, продолжая работать и учиться, невзирая на трудности.

Каждый понимал, что без осознания процессов, которые протекали в стране и за рубежом, без воспитания плеяды молодых специалистов сложно будет двигаться дальше. Студентами становились и наши продавцы, менеджеры, специалисты. Руководители проходили курсы МВА, повышали свою квалификацию на семинарах, форумах, конференциях. Учились все… В 1999 году меня пригласили возглавить кафедру книжного бизнеса в Московском государственном университете печати. Тогда большим событием стала разработка нового государственного образовательного стандарта по специальности «Книгораспространение», в котором появились такие дисциплины как логистика, маркетинг, менеджмент, информационным технологии в книжном деле. Для передачи опыта к преподаванию стали привлекаться ведущие специалисты Торгового Дома, принявшие участие и в разработке уникальной научно-практической серии «Книжный бизнес: отечественный и зарубежный опыт».

Когда «Библио-Глобус» окреп, мы составили программу по совершенствованию технологических процессов. Совместно с НИЦ «Экономика», Гильдией книжников и ведущими предприятиями отрасли разработали на базе международных стандартов информационные продукты, форматы и классификаторы, а также внедрили программу, обеспечивающую обмен данными, АРМ «Издатель» и международный формат электронного взаимодействия ONIX. Надо сказать, это была серьёзная и глобальная работа, которая способствовала переводу издательств в единое информационное пространство, ускорению обмена информацией и продвижению книги.

На базе этих элементов ныне формируется и система всеобщего доступа к информации и знаниям, получившая название многофункциональный информационно-культурный просветительский центр. И это не только возможность информирования читателей о выпуске и наличии книжной продукции посредством международной информационно-справочной системы, но, главным образом, организация образовательного пространства человека, его социализация и, что самое важное – снятие дискриминаций в получении знаний и противоречий, происходящих при современном расколе общества на класс «информационно богатых» и «информационно бедных».

…Не зря Конфуций считал, что нет большего несчастья, чем жить в эпоху перемен. Оказавшись в условиях информационного катаклизма, человеку сложно осознать происходящее, понять действительность, перестроить своё мышление. Тем более что ускорение темпов жизни делает настоящее нестабильным, а будущее – непредсказуемым.  Уверен в том, что уцелеть в информационном «водовороте», можно только благодаря сохранению величайшего творения – книги, наполняющей душу человеческую высшими достоинствами добродетели и мудростью.