Мясницкая, 6

Москва не сразу строилась

Москва не сразу строилась

«Того же лета зделана церковь каменна на владычне дворе Резанского по конец Грибневские улицы»

Сколько лет нашему городу? Общеизвестно, что в письменных источниках упоминание о Москве относится к 1147 году, времени правления князя Юрия Долгорукого, но археологи утверждают, что на месте будущего Кремля ещё в начале I тысячелетия до н. э. существовало древнее городище, а самые древние находки на территории Кремля – боевые топоры-молоты – датируются первой половиной II тысячелетия до н.э.

Как бы то ни было, а древний город рос вокруг ядра – деревянной крепости, возведённой Юрием Долгоруким у слияния двух рек на высоком мысу Боровицкого холма, – присоединяя к себе возникающие вокруг Кремля посады, слободы, сёла, деревни. Он и сегодня продолжает стремительно строиться-перестраиваться, меняться буквально на глазах.

Но даже те москвичи, которым импонирует современное столичное убранство Москвы, всегда с радостью обнаруживают сохранившуюся от века старину в уютных уголках центра, забавных или загадочных названиях улиц и переулков и пытаются представить себе, как тут всё было раньше.

Мы решили заглянуть в прошлое места по адресу Мясницкая, д. 6/3. Под этим номером высится построенная в конце 1980-х годов монументальная громада Вычислительного центра, в фасад которого встроены два доходных дома конца ХХ века, известные ранее как Стахеевское подворье. Один из этих домов, тот, что обращён фасадом на Мясницкую, вот уже более 60 лет известен как старейший книжный магазин столицы – «Библио-Глобус».

Именно с этого строения начинается чётная сторона современной Мясницкой. История этой знаменитой московской улицы тоже начинается здесь: место, на котором возвели строение 6/3, впервые упоминается в XV веке в связи с постройкой в Белом (Царёвом) городе церкви Успения Пресвятой Богородицы на Бору.

Мы обозначили это место стрелкой на рисунке-реконструкции Китайгородской стены, выполненном художником В.А. Рябовым (https://moscowsteps.com/kitaigorodskaya-stena).

Точных сведений о времени постройки церкви, впоследствии называвшейся Гребнёвской, не сохранилось. Предание связывает основание этого храма с именем первого московского царя Ивана Великого. Будущий государь вся Руси Иван III Васильевич (1440-1505), собираясь в поход на Великий Новгород в 1471 году «по обещанию своему заложил церковь Успения Пресвятыя Богородицы на бору древяну и построя поставил сии образ чюдотворныи пресвятыя и сим образом чюдо сотворися ему сопостатов победи».

Чудотворный образ, обеспечивший победу Ивану III, – икона Гребнёвской Божией матери, исчезнувшая в 1930-х годах московская святыня.

Согласно сказанию, в 1380 г. этот образ, уже прославленный чудесами, был поднесён возвращавшемуся с Куликова поля Димитрию Донскому в городке Гребни и до постройки Иваном III «обетной» церкви хранился в Успенском соборе Кремля.

Однако существуют и другие версии: о возможном новгородском происхождении иконы, о том, что эта икона могла быть привезена в Москву второй женой Ивана III Великого, племянницей последнего императора Византии Константина XI Софьей (Зоей) Палеолог. Но проверить эти версии сегодня, к сожалению, уже невозможно.

Веками Гребнёвский храм и его икона были особо почитаемы. После чудесного рождения сына Василия, «дарованного Богородицей», Иоанн III, «наипаче велию веру нача держати ко пресвятей Богородице на Бору», украсил Гребнёвскую икону драгоценной утварью и поместил в раму с клеймами Акафиста (историк Олег Александрович Волков пишет, что в стену храма была вмурована каменная плита с подробной надписью, перечислявшей вклады Ивана III и его семьи).

В середине XVI века храм с главным престолом Успения Пресвятой Богородицы был перестроен в камне, в 1585 году появился придел Димитрия Солунского, над алтарём которого была построена невысокая восьмигранная шатровая колокольня, а в XVII и начале XVIII века – ещё два церковных придела.



В середине XVII века для Гребнёвской иконы была создана резная сень (сейчас находится в собрании музея-заповедника «Коломенское»), в 1657 году Матрона Ивановна Строганова и её сын Фёдор Петрович «по обещанию своему» приложили к иконе шитую пелену с изображением Богоматери Гребнёвской. Эта пелена сохранилась до наших дней, и она – древнейший пример повторения образа. Как уже говорилось, о судьбе чудотворного образа после разрушения храма в 1930-х годах сведений нет, существует очень мало списков (копий) знаменитой иконы.

Так выглядела Гребнёвская церковь в самом начале XIX века. На акварели первого русского мастера городского пейзажа Фёдора Яковлевича Алексеева «Вид церкви Гребнёвской Богоматери и Никольских ворот Китай-города» она находится слева за высокой каменной оградой. Благодаря «московскому циклу» «российского Каналетто», как называли Алексеева современники, мы сегодня воочию можем увидеть допожарную Москву.

На этой акварели за церковью есть ещё одно примечательное здание – это дом Николая Ивановича Новикова, который тот приобрёл в 1782 году: здесь великий просветитель жил, здесь были его знаменитые типография и книжная лавка.

В 1800–1802 годах по заказу Павла I Алексеев с учениками создали с натуры живописные полотна, акварели, рисунки: виды Кремля, московских улиц, предместий, монастырей и храмов древнерусской столицы. Эти работы выполнены в очень популярном в те времена в жанре ведуты, детально изображающей городской пейзаж и повседневное течение жизни города.

Гребнёвская церковь и её святыня – икона Гребнёвской Божьей матери уцелели в пожаре 1812 года, их пощадили беды и напасти ХIХ века и предшествующих столетий.

На фотографии 1896 года мимо церкви движется кортеж с титулованными особами, прибывшими на коронацию Николая II. Совсем скоро по соседству начнётся строительство дома, в котором сейчас находится «Библио-Глобус» (см. стрелку).

На этой фотографии конца 1920-х годов церковь потеснила проезжая часть – Москоммунхоз, начиная с 1926 года, требовал разборки церкви, мешающей уличному движению. За неё вступились прихожане и учёные, в ходатайстве по защите этого редкого памятника зодчества XV– XVI веков, говорилось, что здесь находится усыпальница замечательных русских людей Леонтия Магницкого, Никиты Зотова, Василия Тредиаковского, что община своими силами и средствами оберегает храм как археологическую ценность и стремится её отреставрировать в первоначальном виде. Под этим письмом стояло 600 подписей. Был подготовлен проект реставрации храма, работы начались, однако в марте 1927 года ВЦИК вынес решение о сносе приделов к храму и его ограды.



Пристройки и ограда храма были уничтожены, однако реставрационные работы продолжались, и сам храм ещё можно спасти. Но в 1933 году на этом месте начались работы по прокладке первой линии московского метро, и несмотря на усилия реставраторов и сопротивление научной общественности храм был снесён. Это случилось в 1935 году – 1 мая Гребнёвская церковь была окончательно разрушена.

«Мне запомнился древний, неперестроенный силуэт этой церкви, со скромной главкой и почти без украшений. Было что-то трогательное в её обличии сельской кладбищенской церковки, вдруг оказавшейся на людной центральной площади. Так защемит иной раз сердце при виде дряхлого прохожего в многолюдстве бодрой и шумной толпы. И все-таки эта вросшая по окна в землю ветхая церковь радовала глаз, неравнодушный к поэтической прелести подлинной древности, и выглядела драгоценной жемчужиной по сравнению с большинством храмовых сооружений второй половины XIX века и начала XX – капитальных, просторных, с византийскими куполами, но таких бездушных!»

(О.А. Волков. Москва дворянских гнёзд.
Красота и слава великого города, пережившего лихолетья).