18 июля исполняется 87 лет со дня рождения Евгения Александровича Евтушенко, который ушёл из жизни в 2017 году.
Точно подсчитать, сколько книг поэта попали в руки почитателей его таланта с полок Главного книжного за шестьдесят с лишним лет, непросто. Ведь к тому времени, когда в 1957 году самый большой столичный книжный распахнул свои двери первым покупателям, двадцатипятилетний выпускник Литинститута уже напечатал несколько первых сборников – «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание».
Стихи молодого талантливого поэта были чрезвычайно востребованы: наступала оттепель с её надеждами, энтузиазмом и чувством свободы. Это было время молодых поэтических дарований, заражавших своим воодушевлением всю страну, поражавших её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Тот же живой интерес читателей вызывали и все последующие книги поэта, создавшего за свою долгую и плодотворную творческую жизнь двадцать поэм, три романа, издавшего более шестидесяти сборников стихов и антологий!
Любовь к поэту стала поистине всенародной, в чём можно было раз за разом убеждаться на вечерах встреч с поэтом, который часто и охотно представлял свои книги в Литературной гостиной «Библио-Глобуса», места, которое он искренне любил и даже написал о нём чудесное четверостишье:
Люблю «Библио-Глобус» за шелест книг, как птиц,
И за высоколобость изящных продавщиц.
На жизнь я не озлоблюсь – на шарике земном
Живёт «Библио-Глобус» и книги дышат в нём!
Одна из таких памятных встреч состоялась в 2011 году – Евгений Александрович представил тогда в «Библио-Глобусе» только что вышедшую книгу со знаковым названием: «Можно всё ещё спасти». Эта книга легендарного поэта, кроме новых стихов, включала фрагменты мемуаров, посвящённых важным или любопытным событиям истории, непосредственным свидетелем которых был автор, а также литературные портреты друзей – Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Владимира Высоцкого.
Завершал книгу оригинальный, не имеющий аналогов путеводитель по музею современной живописи, созданному поэтом в Переделкино, где представлены работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Олега Целкова. Музей, выросший из личной коллекции Евгения Евтушенко, был подарен им читателям и слушателям поэзии, с которыми он всегда чувствовал нерасторжимую связь.
Тяга людей к красоте и поэзии, которая, как считал Евтушенко, пронизывает мир и порой прорывается в самых неожиданных формах, стала главной темой вечера в «Библио-Глобусе». Поэт начал свою встречу с читателями с рассказа о своей поездке в Гватемалу. Его поразило то, что на горных маисовых полях повсюду можно увидеть гладиолусы. На его вопрос о том, это случайно ли это (может, птицы заносят семена?), или на цветы выращивают на продажу, гватемальский крестьянин ответил вопросом: «Вы кто?». А узнав, что его собеседник поэт, сказал: «Ну так какой же вы поэт, если не понимаете, для чего цветы — конечно, для красоты!».
Еще один случай, который убеждает в том, что к любовь к поэзии вездесуща, - случайная встреча в болгарском аэропорту, где поэт услышал, как его стихи читает своим друзьям газпромовский топ-менеджер (не зная, что поэт находится в том же зале ожидания). Эта встреча стала началом знакомства, а из знакомства родилось предложение газпромовца издать книгу «Весь Евтушенко» дополнительным тиражом и в два раза дешевле, чем первый выпуск: «Немножко пошатнулась моя классовая ненависть к русскому капитализму», – вспоминает этот случай Евтушенко.
Поэтический вечер в «Библио-Глобусе», который продолжался без малого пять часов, собрал множество любителей поэзии – самых разных возрастов, профессий, москвичей и жителей других регионов России. Рассказ о новой книге, о том, что сегодня волнует поэта, о его планах на будущее продолжился чтением замечательных стихов, которые поэт исполнил в своей неповторимой манере – ярко и образно.
Участники вечера терпеливо ожидали своей личной встречи с любимым поэтом. Как всегда, Е. Евтушенко не просто оставлял свой автограф на книге, он вступает в живой диалог с каждым своим читателем, старается узнать о нем как можно больше. Чувствуется, что это общение доставляет поэту удовольствие, а его почитателям дарит новый импульс интереса к поэзии и культуре.
В конце вечера, когда все, кто пришёл на встречу с поэтом, получили именные автографы, у нас появилась возможность задать Евгению Александровичу вопросы читателей нашего журнала «Библио-Глобус. Книжный дайджест»:
Что сегодня люди ищут, что находят в вашей поэзии, в поэзии ваших ровесников, поэтов-шестидесятников?
– Они находят то, для чего и существуют поэты. Они находят чувства, драгоценность жизни и мелочность нытья перед лицом такого драгоценного подарка как жизнь.
Как вы считаете, что сейчас может положительно повлиять на рост интереса к чтению и культуре в России?
– «Выброс» новой крупной плеяды поэтов. Россия - талантливая литературная страна. Во всех американских колледжах, даже военных, изучают русскую классику. Недавно увидел двух похожих как близнецы кадетов, которые сидели рядом и читали «Мастера и Маргариту».
Я преподаю в Америке и считаю, что выполняю миссию представителя нашей литературы. Меня любят американцы, которые знают Пушкина, Есенина, Блока, Цветаеву, Ахматову. Эти люди никогда не будут высокомерно относиться к нашей стране. Россия великая именно благодаря своему искусству, культуре, литературе, музыке. Я люблю футбол, но считаю непристойным, что в нашей стране столько денег тратиться на футбол, покупку легионеров, в то время как на поэзию никто не обращает внимания.
У нас нет ни одного лекционного бюро «писатель-читатель». В свое время любовь к поэзии пропагандировалась, эта любовь создала исторические выступления в Лужниках. Сейчас у нас никто этим не занимается. А вот американцы перехватили эту идею, и я читал стихи в Madison Square Garden (легендарный спортивный комплекс в Нью-Йорке – ред.). В России есть энтузиасты, особенно в провинции, показатель - Грушинский фестиваль. Тридцать девятый год подряд они устраивают грандиозный праздник, на который собираются 40-50 тысяч человек и слушают песни гораздо более высокого качества, чем те, которые передают по телевизору.
Так что у нас есть творческие ресурсы, но государство должно задуматься о поддержке искусства. Искусство – это главная наша гордость, это духовное оружие России.