Три любимые писательницы делятся своими секретами
Детектив – это жанр, имеющий свои каноны и правила. Например, английский писатель Рональд Нокс в свое время сформулировал требования к детективу. Вот только самые важные из них:
- преступник должен появиться в первых эпизодах произведения, причём эта роль не может быть отдана герою, с чьими мыслями читатель познакомился;
- сверхъестественные и противоестественные силы в детективе недопустимы;
- не более одной потайной комнаты или потайного коридора на роман;
- преступником не должен оказаться сам сыщик;
- нельзя прятать от читателя улики, которыми располагает сыщик;
Возможно, именно в соблюдении этих правил кроется секрет успеха?
В разные годы подобный вопрос наш журнал задавал самым успешным российским писательницам, мы решили сделать для вас вот такую подборку их высказываний из нашего архива.
Имя этой писательницы всплывает само собой, когда мы говорим о детективном жанре. Создательница любимого многими персонажа - оперативника с Петровки Насти Каменской – Александра Маринина уже давно и заслуженно считается одним из наиболее авторитетных авторов детективов: из-под её пера вышло свыше 40 книг, каждая из которых возглавляла высшие строчки книжных рейтингов и переиздавалась многотысячными тиражами.
«Рецепта я не знаю, но знаю вещи, которых делать нельзя. Потому что если их сделаешь, то неуспех тебе гарантирован. Нельзя писать из-под палки. Если ты пишешь, потому что тебе срочно нужны деньги, из-под «надо» - это всегда натужно. А значит, такая книга не принесет радости ни автору, который это все мучительно из себя выдавливает, ни читателю, который надеялся получить удовольствие, а получил вот такой натужный рабский труд. Писать можно, только если хочется, если это в кайф, в удовольствие. Тогда и читатель, взяв в руки твою книгу, прочтет её с удовольствием, легко и быстро. И будет успех!»
Елена Михалкова – ещё один очень талантливый и успешный детективный писатель (у которой за плечами, кстати, есть опыт работы помощником детектива). Она и преданный поклонник жанра во всём его многообразии – от Агаты Кристи до Полины Дашковой.
«Я хотела написать детектив, в котором читатель не просто обнаруживает разгадку на последней странице, а ещё и понимает, что его всё время водили за нос, - но сделать это так, чтобы читатель не чувствовал себя дураком. Бывают детективы, от которых остается ощущение: ну вот, меня обманули. Когда, например, во всем детективе подозрение крутилось, условно говоря, вокруг четырёх графов, а потом – раз! – из кустов появляется дворецкий, и автор говорит: а вы знаете, это как раз и есть убийца. Мне самой не очень нравятся такие детективы, и я стараюсь так не писать. Читатель детектива должен иметь возможность догадаться сам, кто убийца. Поэтому я разбрасываю в книге подсказки. Я не пишу чернуху, а стараюсь сделать загадку для ума.
Но рецепта успеха детектива нет. Это, на самом деле, непросчитываемо. Никто не мог предсказать успеха Агаты Кристи, никто не мог предсказать успеха Акунина, после того как «Азазель» пролежал год на прилавках нетронутым. Успех детектива – это попадание автора с нужной темой к своему читателю».
На примере Дарьи Донцовой мы знаем, что хороший детектив – это не только увлекательный сюжет, но и способность постоянно удивлять своих читателей. Например, парадоксальным заголовком, кулинарным рецептом, или детской историей про чудесных мопсов. А вот что насчёт ингредиентов для хорошего детектива?
«Независимо от того, чем вы наполняете свой детектив, главное – дописать книгу до конца. А то я в издательстве очень часто сталкиваюсь с молодыми писателями, которые приходят с листочком бумаги и говорят, что у них есть тема романа, заплатите нам, пожалуйста, пару миллионов долларов, а мы потом напишем книгу. Этот номер не пройдёт. Надо просто написать до конца эту книжку. И всё будет хорошо».