Каким будет книжный рынок в третьем десятилетии XXI века?
«Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» – такой была тема прошедшего 30 января в Москве public-talk, в котором приняли участие президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, основатель и владелец сети магазинов книг и подарков «Республика» Вадим Дымов, генеральный директор группы компаний «Литрес» Сергей Анурьев, директор по развитию бизнеса OZON Анна Карпова, ведущий авторских программ телеканала РБК Кирилл Токарев и другие профессионалы-эксперты.
Динамика книжного рынка «положительная и внушает оптимизм», несмотря на существенные структурные проблемы, считает Олег Новиков. Рынок растёт третий год подряд, в прошедшем году его объемы выросли на 8%. Основным драйвером роста являются электронные книги. При этом положительную динамику демонстрируют и бумажные книги: 13% из 15% прироста объема продаж издательской группы «Эксмо–АСТ» приходятся именно на книги традиционные.
Новым драйвером рынка Олег Новиков назвал аудиокниги, продажи которых растут на 100% в год: «У них 1% процент рынка, но это целый процент».
Сергей Анурьев основным трендом индустрии считает цифровизацию, и с ним согласны многие участники public-talk, которые также отметили следующие значимые для отрасли тенденции:
- расцвет мультиплатформенных гигантов вроде Amazon,
- бум самиздата в связке с электронным книгоизданием,
- инновационные издательские бизнес-модели,
- рекордные темпы роста продаж аудиокниг,
- активная интеграция книги в современный контекст, в котором печатные книги становятся важной составляющей глобального медийного пространства (сериалы, кино, игры),
- интерактивное взаимодействие с читателем на основе рекомендательных сервисов,
- постоянно растущий спрос на книги в жанре нон-фикшн,
- результативная борьба с пиратством и многое другое.
Активные изменения не обошли стороной книжные офлайн магазины и библиотеки, которые все чаще трансформируются в социальные клубы с развлечениями для самых разных людей. Читающая аудитория «становится очень искушенной» и требует «живого контакта, живого продвижения» – на это обратил внимание Вадим Дуда, который справедливо полагает, что «без усилий по увеличению офлайна не будет увеличения онлайн-продаж».