КультКниги

Читали, читаем и читать будем!

Читали, читаем и читать будем!

Каким будет книжный рынок в третьем десятилетии XXI века?

«Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» – такой была тема прошедшего 30 января в Москве public-talk, в котором приняли участие президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, основатель и владелец сети магазинов книг и подарков «Республика» Вадим Дымов, генеральный директор группы компаний «Литрес» Сергей Анурьев, директор по развитию бизнеса OZON Анна Карпова, ведущий авторских программ телеканала РБК Кирилл Токарев и другие профессионалы-эксперты.

Динамика книжного рынка «положительная и внушает оптимизм», несмотря на существенные структурные проблемы, считает Олег Новиков. Рынок растёт третий год подряд, в прошедшем году его объемы выросли на 8%. Основным драйвером роста являются электронные книги. При этом положительную динамику демонстрируют и бумажные книги: 13% из 15% прироста объема продаж издательской группы «Эксмо–АСТ» приходятся именно на книги традиционные.

Новым драйвером рынка Олег Новиков назвал аудиокниги, продажи которых растут на 100% в год: «У них 1% процент рынка, но это целый процент».

Сергей Анурьев основным трендом индустрии считает цифровизацию, и с ним согласны многие участники public-talk, которые также отметили следующие значимые для отрасли тенденции:

  • расцвет мультиплатформенных гигантов вроде Amazon,
  • бум самиздата в связке с электронным книгоизданием,
  • инновационные издательские бизнес-модели,
  • рекордные темпы роста продаж аудиокниг,
  • активная интеграция книги в современный контекст, в котором печатные книги становятся важной составляющей глобального медийного пространства (сериалы, кино, игры),
  • интерактивное взаимодействие с читателем на основе рекомендательных сервисов,
  • постоянно растущий спрос на книги в жанре нон-фикшн,
  • результативная борьба с пиратством и многое другое.

Активные изменения не обошли стороной книжные офлайн магазины и библиотеки, которые все чаще трансформируются в социальные клубы с развлечениями для самых разных людей. Читающая аудитория «становится очень искушенной» и требует «живого контакта, живого продвижения» – на это обратил внимание Вадим Дуда, который справедливо полагает, что «без усилий по увеличению офлайна не будет увеличения онлайн-продаж».