Каким будет книжный рынок в третьем десятилетии XXI века?
«Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» – такой была тема прошедшего 30 января в Москве public-talk, в котором приняли участие президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров, основатель и владелец сети магазинов книг и подарков «Республика» Вадим Дымов, генеральный директор группы компаний «Литрес» Сергей Анурьев, директор по развитию бизнеса OZON Анна Карпова, ведущий авторских программ телеканала РБК Кирилл Токарев и другие профессионалы-эксперты.
Динамика книжного рынка «положительная и внушает оптимизм», несмотря на существенные структурные проблемы, считает Олег Новиков. Рынок растёт третий год подряд, в прошедшем году его объемы выросли на 8%. Основным драйвером роста являются электронные книги. При этом положительную динамику демонстрируют и бумажные книги: 13% из 15% прироста объема продаж издательской группы «Эксмо–АСТ» приходятся именно на книги традиционные.
Новым драйвером рынка Олег Новиков назвал аудиокниги, продажи которых растут на 100% в год: «У них 1% процент рынка, но это целый процент».
Сергей Анурьев основным трендом индустрии считает цифровизацию, и с ним согласны многие участники public-talk, которые также отметили следующие значимые для отрасли тенденции:
- расцвет мультиплатформенных гигантов вроде Amazon,
- бум самиздата в связке с электронным книгоизданием,
- инновационные издательские бизнес-модели,
- рекордные темпы роста продаж аудиокниг,
- активная интеграция книги в современный контекст, в котором печатные книги становятся важной составляющей глобального медийного пространства (сериалы, кино, игры),
- интерактивное взаимодействие с читателем на основе рекомендательных сервисов,
- постоянно растущий спрос на книги в жанре нон-фикшн,
- результативная борьба с пиратством и многое другое.
Активные изменения не обошли стороной книжные офлайн магазины и библиотеки, которые все чаще трансформируются в социальные клубы с развлечениями для самых разных людей. Читающая аудитория «становится очень искушенной» и требует «живого контакта, живого продвижения» – на это обратил внимание Вадим Дуда, который справедливо полагает, что «без усилий по увеличению офлайна не будет увеличения онлайн-продаж».
«Российский читатель-2020: штрихи к портрету» – с интересными данными опроса, проведенного ВЦИОМ, участников разговора познакомил Валерий Фёдоров.
Это исследование, охватывающее 1600 городских и сельских респондентов старше 18 лет из 80 регионов, показало, что в течение последних 12 месяцев покупали книги 66% россиян, при этом чаще всего называли респонденты называли такую цифру – 3 купленных книги за год.
О распространенности чтения также свидетельствуют и такие данные: в среднем каждый россиянин в течение трёх месяцев прочитывает 5,5 книг, а цифры по возрастным группам опрошенных тоже очень любопытны.
Больше всего книг – в среднем 7 – читают респонденты в возрасте старше 60 лет, они, похоже, – главные потребители художественной литературы в печатном формате. Однако в этой группе отмечается и самый высокий процент нечитающих людей – 29%, и эта цифра выросла по сравнению с предыдущим годом.
«Второе место» в рейтинге читателей – у людей в возрасте от 35 до 44 лет: в этом возрасте читают в среднем 6 книг каждые три месяца, и это преимущественно научная и научно-познавательная литература в электронном формате.
Меньше других читают россияне в возрасте от 25 до 34 лет (4 книги) – они тоже отдают предпочтение нон-фикшн на электронных носителях. Но, кстати, в этой группе оказалось меньше, чем в других, совсем не читающих (7%).
Согласно этим данным ВЦИОМ печатная книга постепенно сдает позиции электронной у читателей всех возрастных групп, в традиционном формате читают чаще всего беллетристику – это видно и невооружённым взглядом: достаточно оглядеться вокруг в вагоне столичного метро...
Но не стоит особо унывать – читательские тенденции последних лет, о которых свидетельствуют данные по продажам Главного книжного, настраивают на мажорный лад. В рейтинге ТОП-25 «Библио-Глобуса» за последнее десятилетие большинство позиций – это книги 2018-2019 годов издания. А значит, интерес к печатным изданиям высок и постоянно растёт.
В нашем ТОП-25 2010-2020 годов преобладают книги современных отечественных писателей, удостоенные высоких премий, в этом списке немало зарубежной классики XX века и изданий современных зарубежных авторов. На верхней строке нашего парада – роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, обладателя первой премии десятой «Большой книги» (2015 год), одного из призёров этой же национальной литературной премии 2019 года за роман «Дети мои».
За этот роман 27 января Гузели Яхиной была вручена авторитетная международная премия «Иво Андрич» (Республика Сербская Боснии и Герцеговины) в номинации «За лучшую книгу».
Возвращаясь к теме дискуссии экспертов книжного рынка, хочется отметить ещё один примечательный факт. Исследователи ВЦИОМ задавали участникам опроса и вопрос о том, как они относятся к покупке книги в качестве подарка. Так вот, старый лозунг «Книга – лучший подарок!» снова актуален: 73% опрошенных готовы дарить книги близким, друзьям, знакомым. Чаще всего такие подарки они сделают своим детям и друзьям.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите нам, какие книги в прошедшем году получали в подарок и по каким поводам, какие книги и кому дарили сами: postbiblio@gmail.com
Итак, тренды, драйверы и тенденции рынка названы, а прогнозы на будущее полны оптимизма. Издатели рассчитывают, что в наступившем десятилетии объем отечественного книжного рынка удвоится, будет расти доля электронных и аудиокниг, инфраструктура рынка изменится к лучшему, а для талантливых авторов появятся новые возможности, а россияне будут любить книги, в каком бы формате, на каком бы носителе они их будут читать. Что ж, поживём – увидим.