КультКниги

«Блестящий сын златого века»

«Блестящий сын златого века»

Николай Михайлович Карамзин и книжная культура России

Сто девяносто лет назад, в 1829 году, вышел из печати двенадцатый том «Истории государства Российского». Это событие стало заключительным в многолетней истории первого издания знаменитого труда Николая Михайловича Карамзина.

Карамзин писал свою «Историю» двадцать три года, более десяти лет длилась эпопея её публикации. Писатель собирался довести изложение событий российской истории до 1613 года, когда на трон взошёл первый представитель дома Романовых. Ему удалось воплотить свой замысел почти полностью – жизнь Карамзина и рукопись двенадцатого тома обрываются на главе «Междоцарствие 1611—1612». Этот последний том увидел свет почти три года спустя после смерти писателя стараниями его друзей и единомышленников – Константина Сербиновича и Дмитрия Блудова.

А в феврале 1818 года в продажу поступили первые восемь томов «Истории». Тираж был распродан в течение месяца – цифра фантастическая по тем временам (да и сегодня такой результат может считаться выдающимся). Известные издатели и книгопродавцы братья Иван и Яков Слёнины за 7500 рублей приобрели права на второе издание «Истории», которое вышло в 1818—1819 годах, а в 1821 году – ещё один, девятый том.

И только в 1830-1831 годах «иждивением» знаменитого издателя и книгопродавца Александра Смирдина было выпущено третье издание «Истории», которое примечательно тем, что впервые читатель мог купить сразу все 12 томов труда Карамзина. Смирдин издал их единым комплектом с сокращёнными примечаниями.

Совсем недавно собрание антикварных изданий в «Библио-Глобусе» пополнилось этим третьим изданием «Истории Государства Российского» – комплект старинных томов переплетён заново в традиционном стиле XIX века: полукожаные переплёты с углами, бинтами и золотым тиснением на корешках. Блоки очень хорошей сохранности. Издание украшают рисованные обрезы. Этот знаменитый раритет станет украшением любого библиофильского собрания.

До революции 1917 года труд Карамзина считался каноническим и многократно переиздавался. Но после, вплоть до перестройки, карамзинская «История» была сочтена реакционной и практически не издавалась. И только в конце 1980-х на журнальных страницах вдруг появились первые сокращённые публикации «Истории» – советские граждане испытали нечто подобное, тому, что и их соотечественники в году 1818.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», – писал Александр Пушкин. Николаю Карамзину впервые удалось сделать исторические знания достоянием самых широких кругов образованной публики.

Такой успех во многом стал возможен благодаря писательскому таланту автора, одного из самых признанных российских литераторов того времени. Научная ценность труда, основанная на многолетнем кропотливом изучении архивных документов, в сочетании с красотой слога и ясностью языка оставляли простор для работы читательской мысли, для самостоятельного осмысления событий минувших дней и судеб людей, канувших в лету.

Николай Михайлович достоин преклонения не только за этот великий труд, — для всех, кто считает себя причастным к книжной культуре, не менее значительными являются и другие славные его дела.

Александр Герцен сравнивал его влияние на развитие отечественной литературы «с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною». Все, кто со школьных лет знаком разве что с «Бедной Лизой», с удивлением прочтут, что первое прижизненное собрание сочинений Николая Карамзина было издано в 1803—1815 годах знаменитым московским издателем и типографом Семёном Селивановским в одиннадцати (!) томах. Его проза и поэзия активно повлияли на развитие русского литературного языка, утверждая отказ от старых отживших форм в пользу обиходного языка своей эпохи.

Наверняка вы удивитесь и тому, что такие привычные нам слова, как «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный» – когда-то были неологизмами, появившимися в обиходе благодаря Карамзину. Как, кстати, и буква «ё»...

Важной частью его жизни было и издательское дело: вместе с Николаем Новиковым он создал и редактировал первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума», основал и редактировал первый массовый «Московский журнал» и первый литературно-политический журнал «Вестник Европы».

Карамзин впервые в русской культуре отстоял право быть просто Писателем и честным Человеком. Начиная с Карамзина жизнь, отданная литературе, становится высоким служением, которое ставит писателя выше государственных мужей.

По словам Юрия Лотмана, величайшая заслуга Николая Михайловича Карамзина в том, что всей своей жизнью и деятельностью «он создал живой эталон русского писателя», утвердил как непреложные качества литератора высочайшие этические требования – честность, душевное благородство, бесстрашие в поиске истины, которым следовали все великие русские писатели XIX века.

Именно это обеспечило безусловное доверие читателя к отечественной литературе, которая «взяла на себя роль духовного и этического руководителя общественной жизни». Карамзин «создал ещё две важнейшие фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу».