КультКниги

«В книге делаю кино, в кино – книгу»

«В книге делаю кино, в кино – книгу»

Среди лауреатов премии Правительства РФ в области культуры, названных в конце января 2019 года, есть и знаменитый книжный график Игорь Юльевич Олейников – так высоко был оценена его работа по созданию иллюстраций к сказке братьев Гримм «Бременские музыканты», выпущенной издательством «Речь» в 2015 году.

Имя этого художника хорошо знакомо и нашим читателям, и зарубежным. Год назад Олейников был удостоен престижной награды, которую часто называют «детской Нобелевской премией». Это международная  литературная премия носит имя Ганса Христиана Андерсена, она была учреждена в 1956 году Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО и присуждается каждые два года лучшим детским писателям и художникам-иллюстраторам. Её вручают в день рождения великого сказочника: победители – писатель и художник – получают золотые медали, остальные лауреаты - почётные дипломы.

Игорь Олейников – один из двух наших соотечественников, обладателей медали Андерсена, – до него медалью была награждена выдающаяся художница Татьяна Маврина в 1976 году. Художник – востребованный и удивительный мастер, в чьей творческой копилке иллюстрации к более чем семидесяти книгам. Его работы широко известны не только в России, он много и плодотворно работает для издательств Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии.

Иллюстрации Олейникова отличает неожиданное прочтение сюжетов, удивительная лёгкость и динамика графики, яркие, запоминающиеся образы, исполненные с юмором и иронией.

Он доверяет ребёнку и убеждён, что юный читатель внимателен и сообразителен, открыт творческому восприятию и не нуждается в излишнем упрощении образов – ребёнок заслуживает уважения к своим способностям и пространства для собственной интерпретации.

«Не рисую я бытовое, реальное, будничное. Мне нужно, чтобы был нерв, заряд, внутренняя энергия, чтобы было, где развернуться. Интересно придумывать героя, его черты характера, которых нет в тексте, привычки, чем он занимается».

И действительно, когда мы берём в руки одну из его книг, к примеру «Бременских музыкантов» в пересказе Александра Введенского (именно эта работа художника отмечена премией Правительства РФ в области культуры), мы видим совсем неожиданный мир этой классической сказки. Графика Олейникова – это не просто последовательное изображение приключений героев: за каждым рисунком – остроумные, яркие и эмоциональные истории Осла, Собаки, Кота и Петуха.

Умение передавать действие и динамику, неожиданные ракурсы и удивительная перспектива – характерные «кинематографические» черты манеры художника, и это не случайно. Он любил рисовать с детства, его первым учителем стала мама – художница. Но только получив высшее техническое образование и отработав инженером три года, Олейников решил круто изменить свою жизнь –пришёл на киностудию «Союзмультфильм», где впоследствии стал художником-постановщиком. Он отдал мультипликации много лет, работал на родине и за границей.

«Книга, как и кино, для меня способ самовыражения. В книге делаю кино, в кино – книгу. Так выходит само собой. Динамика внутри иллюстрации и внутри книги – то, к чему я стремлюсь».

Несмотря на узнаваемость стиля, каждая книга с иллюстрациями Игоря Олейникова неповторима, для каждого случая он находит свой оригинальный и органичный язык. Одним из самых успешных проектов стали его иллюстрации к сказке Андерсена «Соловей», которые были выполнены для тайваньского издания (сейчас сказку с этими иллюстрациями вы найдёте и на полках «Библио-Глобуса»). Воздушные туманные дали, изящные фигуры придворных, будто сошедшие со старинных гравюр, и трогательные образы бедной девочки и маленькой серой птички, прогнавшей Смерть.

Иллюстрации Олейникова к книге Даниила Хармса «Все бегут, летят и скачут» – тоже большая удача художника, которому удалось мастерски передать настроение и ритм стихов. Лаконичные поэтические строки Хармса не богаты деталями, но благодаря Олейникову читатель не только погружается в повседневность тридцатых годов прошлого века, где за столом главенствует пузатый трёхведёрный самовар, где отважные воздухоплаватели пролетают на самолётах и дирижаблях над мирно пасущейся коровой, проходят почтовые пароходы и маршируют важные пионеры, но и получает простор для фантазии, додумывая вместе с художником истории про хармсовских кошек и собак, весёлом старичке и человеке с дубинкой и мешком, который отправился в дальний путь...

Ещё один великий поэт оставил яркий след в творчестве Игоря Олейникова – его иллюстрации к «Балладе о маленьком буксире» Иосифа Бродского несколько лет назад были удостоены почётного диплома премии имени Ханса Кристиана Андерсена. Необъятное водное пространство, панорамы величавого города, огромные корабли и герой – маленький буксир–работяга, замечательно передают атмосферу стихов и побуждают вглядываться в картинки, фантазируя и мечтая. Художник создал великолепные иллюстрации и к другим детским стихам Бродского – «Рабочей азбуке» и «Кто открыл Америку».

Непросто исчерпывающе рассказать о многогранном творчестве замечательного художника, а мы хотели бы, чтобы вы познакомились с ним полнее и глубже: детскую классику и книги современных писателей с иллюстрациями Игоря Олейникова вы всегда найдёте на полках Главного книжного. Они пользуются неизменным вниманием родителей, которые рады с их помощью воспитывать хороший литературный и художественный вкус своих детей.

 

Портрет Игоря Олейникова:
Svklimkin - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=73304270

 

Книги по теме: