Эти слова Евгения Шварца как нельзя лучше характеризуют и биографию, и творческий путь автора этой книги-легенды, написанной 75 лет назад
2019 год стал юбилейным годом для многих замечательных книг, написанных в советское время, но продолжающих и сегодня входить в заветный круг детского и подросткового чтения. Среди них «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова, «Волшебник Изумрудного города» и «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Мещерская сторона» Константина Паустовского, «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана.
Вот уже почти 75 лет юные читатели влюбляются в ещё одну замечательную книгу – о мужестве, чести, верности, любви и дружбе, о том, что они всегда сильнее, чем подлость, трусость, зависть и предательство. Книга эта – «Два капитана» Вениамина Каверина, 75-летний юбилей которой тоже приближается.
В книгах Каверина – как и в его собственной жизни – добро всегда было чётко и ясно отделено от зла.
Вениамин Зильбер (это настоящая фамилия писателя) родился 19 апреля 1902 года в Пскове. Творческий псевдоним Каверин будет взят много позже, в честь Петра Каверина – гусара, дуэлянта и кутилы, с которым был знаком юный Пушкин и которого он вывел позднее в «Евгении Онегине».
Семья Зильберов была большая, сложная, «недружная», по словам писателя, бесспорно, заметная в небольшом провинциальном городе «Энске» (как назовёт его Каверин в «Двух капитанах»). Недостаток семейного уюта и согласия компенсировался преданностью любимому делу, трудолюбием, и чтением.
Особенно любимым был «Островом сокровищ» Стивенсона: «именно он, и никто другой, приоткрыл передо мной таинственную силу сцепления слов, рождающую чудо искусства», – писал Каверин.
Учителем, старшим товарищем, другом для молодого Каверина на всю жизнь стал близкий друг брата Льва, а затем муж сестры Елены – Юрий Тынянов, в будущем замечательный литературовед и писатель. Ему он читал свои стихи, и именно Тынянов отметил у Вениамина хороший слог, «крепкий» диалог, стремление к сюжетному построению и посоветовал ему обратиться к прозе.
Уже в 1920 году Каверин удостоился премии за свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома». Он, к слову, произвёл впечатление на могущественного Горького, который похвалил начинающего автора и с тех пор следил за его творчеством. Примерно тогда же Виктор Шкловский привёл Вениамина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». Во главу угла они ставили динамичный сюжет, занимательность в сочетании с мастерством формы и отточенностью стиля. «Я всегда был и остался писателем сюжетным», – признавался позже Вениамин Александрович.
Каверин верил в свой писательский талант, и потому решил для себя одно: писать и писать – ежедневно. «Каждое утро, – рассказывал Евгений Шварц, – на даче ли, в городе ли, садился Каверин за стол и работал положенное время. И так всю жизнь. И вот постепенно, постепенно «литература» стала подчиняться ему, стала пластичной. Прошло несколько лет, и мы увидели ясно, что лучшее в каверинском существе: добродушие, уважение к человеческой работе, наивность мальчишеская с мальчишеской любовью к приключениям и подвигам – начинает проникать на страницы его книг».
Роман «Два капитана», создававшийся в 1938-1944 годах, стал самым знаменитым произведением Вениамина Каверина. Он выдержал более сотни переизданий, его дважды экранизировали, а в 2001 году по мотивам книги был поставлен мюзикл «Норд-Ост». По слухам, «Два капитана» понравились самому Сталину – и после войны, в 1946 году, Вениамин Каверин был удостоен Сталинской премии.
Что касается любви читателей, то многие школьники на уроках географии всерьёз доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов; писали Вениамину Александровичу трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева.
Роман, как писал Каверин, «целиком возник из подлинной истории, рассказанной мне одним моим знакомым, впоследствии известным генетиком М.Е. Лобашёвым». Встреча эта произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным…
А кто не знает слов, ставших девизом романа: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? Эта строка из стихотворения лорда Теннисона «Улисс», выгравированная на кресте, который установлен на антарктическом холме Обсервейшн в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, стала широко известна у нас именно благодаря Каверину, и вслед за его героями многие молодые читатели сделали эти слова девизом своей жизни.